О картинах из музея «Орловского рысака и русской тройки»
Когда посетители Музея Орловского Рысака и Русской тройки рассматривают картины с изображениями лошадей, у них возникает ряд вопросов. А что вообще происходит? Почему в сани не запрягли скакунов? Чем деревенские сани отличаются от городских? Нам показалось полезным предложить небольшие аннотации к некоторым из картин Дмитрия Финагенова, выставленным в музее.
«Заплутали»
Сцена из сельской жизни.
Ехали люди по какой-то надобности незнакомой дорогой и сбились с пути. Дело к вечеру, быстро темнеет. Нужно как можно скорее найти пристанище. Один из попутчиков пошел разведать дорогу, чтобы не гонять лошадь по целине.
На картине изображены деревенские пассажирские сани – их отличают от городских прежде всего узко поставленные полозья, пригодные для езды по пешим тропам. Дороги в сельской местности не расчищались, а тащить сани по целинному, неуезженному снегу для лошади тяжело. Еще одно отличие от городских саней – укосы. Это выставленные по бокам косые жерди, предотвращающие опрокидывание.
«Коваль с булонской лошадью»
(коваль – кузнец, мастер по подковыванию лошадей)
Сцена из жизни XIXв., встречающаяся и в наши дни. Лошадь булонской породы была редкостью для России XIXв., да и теперь не очень распространена. Таких лошадей заказывали для забавы. Будучи рабочей породой, она, однако, не составляла конкуренции отечественным тяжеловозам. Между тем ее происхождение приносило ей статус «иностранной диковинки», что привлекало к владельцу интерес общества.
На картине видно, что лошадь хорошо откормлена, чиста, угадывается своенравие баловня, что свидетельствует об особом к ней отношении и содержании. Эта лошадь не похожа на своих собратьев, занятых тяжелым трудом.
«Жеребец орловской породы Причал»
На картине изображен яркий представитель породы — орловский рысак Причал. При создании породы графом Н.А.Орловым ставилась задача не только вывести функционально безупречное животное, но и привести его внешний вид в соответствие с назначением.
Правильными пропорциями корпуса, стремящимися к квадрату, арабиизированной зауженной мордой с широкими ноздрями, непременной горбинкой на храпе и выразительными округлыми глазами, правильно поставленным плечом, мощной, но изящной шеей, хорошо обмускуленной грудью жер. Причал полностью (по мнению автора) соответствует стандартам породы.
«В дороге»
Крестьянин спешит засветло отвезти до деревни господина, имеющего офицерский чин. Деловой характер поездки выдает повседневный, ненарядный вид сбруи. Лицо мужика сурово – везти кого-то на ночь глядя – удовольствие сомнительное, но отказать господам в то время было невозможно. Заметно, что привыкшая к покорности простая деревенская кляча «без задора» управляется резко – сказывается раздражение возчика.
«Казаки»
На картине — казачий патруль в Сокольниках. В Москве полицейские конные подразделения принято было набирать для единообразия по мастям лошадей. Так, по окрасу лошадей можно было, в частности, определить принадлежность всадников к тому или иному полку. Нередко привлекались к охране правопорядка и казаки. Повсеместно в России создавались казачьи заставы и подразделения в армии, казачьи патрули и кордоны. Один из таких патрулей в Сокольниках, традиционном для москвичей месте гуляний и отдыха, и изображен на картине.